Отдел образования, спорта и туризм администрации
Центрального района г Гомеля
Государственное учреждение образования
«Детский сад № 74 г. Гомеля»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ к ГОДУ КАЧЕСТВА
«Через популяризацию культурных ценностей Беларуси к качеству образования»
Аннотация проекта
Тема проекта |
«Через популяризацию культурных ценностей Беларуси к качеству образования» |
Тип проекта |
Исследовательски – поисковый, творческий |
Образовательная область |
«Ребёнок и общество», «Искусство» |
Методы, приемы, используемые в проекте |
беседы с детьми о традиционной народной культуре, народных традициях, творчестве народных мастеров; экскурсии; выставки работ декоративно-прикладного искусства; использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение); восприятие и анализ произведений белорусского детского музыкального фольклора, знакомство с историей, разучивание и исполнение; организация белорусских традиционных праздников. |
Формы представления результатов проекта |
Свята «Дажыначны карагод» Выставка творческих работ «Белорусская игрушка» |
Результат работы |
Обновление, центров по формированию основ гражданско-патриотической культуры, физкультурные уголки, театрально – музыкальные центры атрибутами, элементами костюмов, белорусскими музыкальными инструментами, видами театров (белорусской сказки) и т.д. для организации народных игр, традиционных праздников, театрализации и т.д. Использование в работе новых форм и методов, такие как образовательные мини - проекты, марафоны, выполнение коллективных творческих работ, оформление выставок творческих работ народного творчества, организацию путешествий, туристических походов, сюжетно – ролевых игр («Туристическое агентство», «Музей», «Мы- журналисты» и т.д.). |
1. Информационный блок
1.1 Актуальность
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость ко взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.
Привлечение детей дошкольного возраста к традициям белорусского народа возможно через музыкальную, художественно-речевую и театрально-игровую, изобразительную деятельность.
Основными чертами национального самосознания белорусов являются соборность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы – самобытная нация. Чтобы в наше время преобладал такой тип национального самосознания, духовно-исторический фон которого глубоко затрагивал бы сущностные основы национальной жизни, с детского сада нужно прививать детям любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию народа, к Отчизне.
1.2 Идея проекта
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность. Благодаря проектному методу у детей дошкольного возраста развивается познавательный интерес к окружающему миру, формируются навыки сотрудничества, открывается возможность общения и практического полноправного взаимодействия детей и взрослых, а тема проекта способствует их объединению, сплочению. Работа над данным проектом расширит представления воспитанников о любви к родному краю, доброты, отзывчивости, культуры толерантности (уважения к традициям, к сверстникам и взрослым разной национальности); воспитание чувства уважения к истории и культуре своей страны.
1.3 Цель проекта:
Повысить качество образовательного процесса для формирования нравственной культуры и патриотических чувств у воспитанников посредством ознакомления с историей и культурными ценностями Беларуси; развития любви к родному краю, доброты, отзывчивости, культуры толерантности (уважения к традициям, к сверстникам и взрослым разной национальности); воспитания чувства уважения к истории и культуре своей страны.
Задачи проекта:
- Формирование у детей патриотического сознания через вовлечение в творческую деятельность и высоких духовно-нравственных ценностей;
- Содействие развитию творческого потенциала и способностей личности ребенка;
- Воспитание активной жизненной позиции;
- Выявление и поощрение талантливых детей.
1.4 Участники проекта
Воспитанники, родители и воспитатели дошкольного образования старших групп, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания учреждения дошкольного образования.
1.5Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта воспитанники проявляют уважение и бережное отношение к традиционной народной культуре, к народным традициям, творчеству народных мастеров, уму, таланту и мудрости своего народа, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.
Родители вовлечены в образовательный процесс, расширят кругозор по вопросам ознакомления детей с культурой, историческими и культурными традициями белорусского народа.
Подобранный программно-методическийматериал для педагогов будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства педагогов в вопросах работы с детьми по формированию патриотических чувств и нравственной культуры у воспитанников
1.6 Срок реализации проекта
январь 2024 – декабрь 2024
2. Практический блок
2.1 Этапы проекта
Подготовительный:
Разработка проекта, стратегии реализации, подготовка материалов и оборудования. Подбор методической и художественной литературы, обновление центров по формированию основ гражданско-патриотической культуры, физкультурные уголки, театрально – музыкальные центры атрибутами, элементами костюмов, белорусскими музыкальными инструментами, видами театров (белорусской сказки) и т.д. для организации народных игр, традиционных праздников, театрализации и т.д., иллюстративного материала, разработка сценария праздничного мероприятия.
Основной:
Беседы с детьми о традиционной народной культуре, народных традициях, творчестве народных мастеров; экскурсии; выставки работ декоративно-прикладного искусства; использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение); восприятие и анализ произведений белорусского детского музыкального фольклора, знакомство с историей, разучивание и исполнение; организация белорусских традиционных праздников.
2.2 Программа действий в рамках реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Форма работы |
1 |
Марафон экскурсий «Путешествие в прошлое» |
посещение культурных мест (по предложенным маршрутам: музеи, выставки, праздники, памятники культуры) |
«Великие люди родной Беларуси» |
Рассказы о просветителях Беларуси. Чтение и заучивание наизусть стихов, пение песен белорусских авторов и народного фольклора. |
|
«Город мастеров» |
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий о национальных узорах, изделий народного творчества, посещение музеев, мастер – классов. Организация сюжетно – ролевых игр «Майстэрня», «Магазин сувениров», «Туристическое агентство», «Музей», «Мы- журналисты» и т.д |
|
Акция «Белорусская игрушка» |
Выставка творческих работ |
|
«Подвиг белорусского народа» |
Проведение серии мероприятий, посвященных ключевым событиям Великой Отечественной войны: - праздник посвященного Дню Победы «Нам этот мир завещано беречь» - мини – проект «Песни Великой Победы» участие в республиканском патриотическом проекте «Цветы Великой Победы» |
|
«Традиции Беларуси» |
Свята «Дажыначны карагод» |
2.3 Форма представления результатов проекта
Проведение мероприятий, выставок творческих работ воспитанников. Размещение информации о реализации проекта на официальном сайте учреждения.
2.4 Перспективы проекта
Введение в образовательный процесс учреждения дошкольного образования программно-методических материалов, накопленных в ходе внедрения образовательного проекта (презентация программно-методических материалов, накопленных в ходе внедрения образовательного проекта).
Заключение
Образовательный проект «Через популяризацию культурных ценностей Беларуси к качеству образования» раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка максимально ориентированный на творчество каждого ребенка, на воспитание патриотических чувств, развитие музыкального вкуса. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности, уверенности в своих силах и самоуважения. Народное искусство, национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения белорусской духовности. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Список литературы и информационных ресурсов
- Кодекс Республики Беларусь об образовании / [Интернет ресурс]: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk1100243
- Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь, Нац. Ин-т образования. – Минск : НИО, 2022.
- Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Д.Н. Дубинина. 2-е изд., расш. Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.
- Куксова, Н. А. Воспитание личности: нравственно-патриотические основы / Н. А. Куксова // Пралеска. – 2005.– № 5. – С. 11-15.
- Мой край завеццаБеларуссю: дапаможнік для педагогаўустаноў, якіязабяспечваюцьатрыманнедашкольнайадукацыі: Аўт.-уклад. А.І. Красіла. – Мазыр: Белы вецер, 2004.
- Праменьчыківыхаванняпатрыятызму: дапаможнік для педагогаўустаноў, якіязабяспечваюцьатрыманнедашкольнайадукацыі: у 2 ч. Ч. 2/ склад.: В.С. Красюк, М.М. Сцепчанка. К.В. Шавяленка. – 2-е выд. – Мазыр : Белы вецер, 2010.
- Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:
- Давидович, Е. Б. Твоя столица : архитектура Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. Б. Давидович. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).
- Евдокимова, Н. Н. Твоя столица : театры Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).
- Петрикевич, А. А. Твоя столица : парки и скверы Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).