Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Организация и проведение родительских собраний

Дата: 20 июля 2023 в 12:02

Групповое родительское собрание - это основная, традиционная форма работы с семьей, ­позволяющая установить связь с родителями всей группы, дающая возможность донести важную информацию сразу до всех участников родительского собрания и установить обратную связь с родителями в форме вопросов, претензий, передачи положительной семейного опыта и т.д.

Многолетняя практика организации родительских собраний позволяет выделить наиболее важные моменты, которые необходимо принять во внимание для эффективного проведения данной формы работы с семьями воспитанников:

-   собрание организуется и проводится два-три раза в учебном году (иногда более) взависи­мости от возрастной категории воспитанников, обстоятельств, особенностей группы;

-  максимальная продолжительность собрания - 45 минут-1,5 часа (нельзя забывать, что родители пришли на собрание после трудового дня (дома им предстоят хлопоты по хозяйству);

-    обязательная разработка сценария или тезисного плана проведения родительского собра­ния (педагог должен четко представлять предстоящую встречу, объем информации, которую ему необходимо донести до родителей, «держать» темп проведения мероприятия);

-    проведение предварительной работы с родителями и детьми в зависимости от темы собра­ния (это позволит собрать необходимый материал, подготовить родителей к обсуждению про­блемы, определить степень и форму участия детей и т.п.);

-    подготовка помещения, выступления, наглядной информации, раздаточных материалов, современных технических средств и т.д.;

-    приглашение компетентных специалистов (в зависимости от темы собрания, запросов ро­дителей);

-    предварительное ознакомление с положительным опытом семейного воспитания детей, изучение и успешное транслирование его (искренняя заинтересованность достижениями, по­ложительным опытом семьи обеспечит доверительные отношения между педагогом и родите­лями, вызовет у них желание идти на контакт);

-использование разных методов и приемов преподнесения педагогической информации в ходе проведения собрания для установления эффективного взаимодействия с родителями;

-    использование интерактивных методов для установления обратной связи с родителями и корректирования дальнейшей работы с ними и воспитанниками;

-   подготовка информации о развитии детей группы с использованием разнообразных форм (непосредственное участие детей, видео-, аудиозаписи, фотофиксации и т.д.);

-   активное участие родителей в обсуждении и решении проблем группы, предоставление родителям возможности высказывать предложения, претензии, как в ходе проведения, так и в конце собрания.

Присутствие руководителей учреждения дошкольного образования на групповых роди­тельских собраниях, активное участие в их проведении, анализ затруднений, которые испы­тывают педагоги в процессе их организации, позволили определить следующие направления в оказании методической помощи педагогам:

1)   определение тематики собраний по мере перехода от одной возрастной группы к другой;

2)   написание сценария или тезисного плана, подготовка и проведение родительского собра­ния;

3)    организация предварительной работы;

4)    привлечение специалистов и родителей к выступлениям на собрании;

5)   подбор методов и приемов, нетрадиционных форм работы, интерактивных методов для активного участия родителей;

6)    подготовка информации о развитии каждого ребенка группы;

7)    использование современной техники для иллюстративного преподнесения информации:

8)   подготовка наглядной информации, раздаточного материала для выполнения заданий на родительских собраниях и для изучения опыта семейного воспитания детей в домашних ус­ловиях;

9)   подготовка презентаций, аудиозаписей, оформление выставок, подбор видеороликов и др., в соответствии с темой родительского собрания.

При выборе и определении тематики родительских собраний в разных возрастных группах следует учитывать не только различные характеристики родительского контингента, но и пре­дыдущую работу, если таковая проводилась.

Темы родительских собраний должны быть актуальными, интересными для родителей. При выборе темы можно ориентироваться на их вопросы педагогам, на проблемные ситуации, которые возникали в группе, а также на годовые задачи учреждения дошкольного образования. Намеченная тема должна нести информацию, которая заинтересует родителей, и они охотно придут на встречу в детский сад.

Cоставляя перспективный план проведения родительских встреч по всем возрастным группам, мы исходили из выделенных нами основных направлений, которые, на наш взгляд, необходимо планировать и освещать на групповых родительских собраниях. Кро­ме них не менее актуальными могут быть и другие направления взаимодействия педагогических работников и родителей воспитанников. К каждому родительскому собранию подбирался разнообразный наглядный материал (видеоролики, аудио- и видеозаписи бесед с детьми, видеофильмы, мульти­медийные презентации и т.п.).

Примерный перспективный план проведения родительских собраний в учреждении дошкольного образования на учебный год

Темы родительских собраний по возрастным группам

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя

группа

Старшая

группа

1. «Идем в детский сад»

Первый раз в детский сад.

В детский сад без слез. Адаптация.

Здоровый малыш

1. «Большие малень­кие капризульки и упрямцы»

О капризах и упрям­стве.

О методах поощрения и наказания. Можно-нельзя

1. «О здоровье все­рьез»

Ступеньки здоровья. Детские страхи. Опасные предметы

1. «Ребенок в саду, дома и на улице»

Здоровый образ жизни - это ...

Как научить ребенка быть осторожным? Современная техника; хорошо-плохо?

2. «Весело играем, мир изучаем»

Малыш и игрушки.

А если игрушки не ин­тересны?

Приучаем быть само­стоятельными, акку­ратными

2. «Играем вместе»

Игра; и забава и уче­нье.

Умные игрушки.

Учим общаться, слу­шать и понимать

2. «Игра — это серьез­но»

Умные игрушки.

Игра - средство обще­ния.

Я хочу с тобой играть.

2. «Растим девочек и мальчиков»

Мальчики и девочки - два разных мира. Растим истинных джентльменов и пре­красных принцесс. Детская дружба

3. «Мой малыш ия»

Речь на кончиках пальцев.

Кризис трех лет.

Мы и наш ребенок. Общаемся, играем

3. «Сказочный мир»

Волшебство сказок. Сказка учит ... (любви, доброте и т.д.).

Сказки читаем, расска­зываем, показываем

3. «Почемучка - почему?»

Растим маленького ис­следователя. Удивительный мир живой и неживой при­роды.

Необычное в обычном.

3. «Ребенок идет в школу»

Растим юного читате­ля.

Уроки вежливости, уроки общения.

Учим ребенка быть са­мостоятельным

Технологическая карта родительского собрания

Технологическая карта родительского собрания - это способ графического проектирова­ния, таблица, позволяющая структурировать собрание по выбранным параметрам. Такими параметрами в нашей таблице стали: повестка (план проведения), форма проведения, оборудова­ние, демонстрационные и раздаточные материалы, ответственные, проект решений.

Сущностной характеристикой технологической карты группового родительского собрания становится представление хода его проведения от начального до заключительного этапа на уровне проектирования и конструирования действий педагогов, специалистов учреждения до­школьного образования, воспитанников, родителей.

Подготовка родительского собрания по технологической карте имеет ряд преимуществ. Она позволяет:

  • увидеть процесс проведения наглядно, иллюстративно, целостно и системно;
  • осмыслить и спроектировать последовательность своей работы с учетом темы и цели;
  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с родителями в ходе подготовки­ и проведения собрания;
  • согласовать действия всех участников при проведении собрания - специалистов, администрации, родителей детей;
  • организовать практическую, самостоятельную деятельность родителей в процессе проведения родительского собрания;
  • обеспечить качество подготовки и результативность проведения родительского собрания.

Технологическая карта родительского собрания № 1. Первая младшая группа (сентябрь)

Тема: «Идем в детский сад»

Цель: содействие формированию и сплочению родительского коллектива; знакомство родителей с методами и приемами, способствующими созданию эмоционально благоприятной адаптации к условиям учреждения дошкольного образования; оказание консультативной помощи в организации режима дня и питания ребенка в домашних условиях; знакомство родите­лей со специалистами учреждения дошкольного образования.

Оформление помещения: фотоколлаж «Дети - это счастье», мудрые мысли о вос­питании, бейджи для родителей и приглашенных; притча «Кто такие дети».

Предварительная работа:

  1. Анкета для родителей «Давайте познакомимся», «Наши правила» 
  2. Памятка для родителей «Первый раз в детский сад» 
  3. Памятка «Одежда детей в разные сезоны года»
  4. Видеозапись режимных процессов в группе.

Повестка

(план проведения)

Форма

проведения

Оборудование, материалы (музыкальный, видео, мультимедийный)

Ответственные

1. Знакомство

Игра

Бейджи

Педагог

Портрет моего малыша

Упражнение

Листы бумаги формата А4, цвет­ные карандаши, восковые мелки

Педагог

2. Детский сад - это...

Практическое

задание

«Т-таблица», маркеры

Педагог-психолог

3. Адаптация детей к условиям дошкольно­го учреждения

Консультация с элементами дискуссии

Видеозапись режимных моментов

Педагог-психолог

4. Растим здорового ребенка

Мини-лекция

Видеозапись режимных моментов

Врач

Составь меню

Практическое

задание

Листы бумаги формата АЗ, ручки, «Перечень блюд детского сада»

Медсестра

Одень куклу на про­гулку

Игровое

упражнение

Карточки с температурными обо­значениями, три куклы с набором одежды и обуви

Педагог

5. Рефлексия «Цвет­ные флажки»

Рефлексия

Флажки красного и синего цвета

Педагог

6. Разное

Обсуждение с принятием ре­шений

Заведующий учреж­дением дошколь­ного образования, заместитель заведу­ющего по основной деятельности

Проект решений:

  1. Взаимодействовать со специалистами учреждения дошкольного образования с целью успешного преодоления периода адаптации детей к условиям детского сада.
  2. Принять к сведению информацию врача учреждения дошкольного образования об орга­низации распорядка дня и питания в домашних условиях.
  3. Организовать вечера встреч с родителями по теме «Калейдоскоп добрых дел». 

По материалам:

Носова, Е.А. Семья и детский сад:педагогическое образование родителей/ Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова . - Минск: Национальный институт образования, 2008. 

Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: пособие для педагогов дошк.учреждений/Чечет В.В., Т.М. Коростелева. - Минск: Университетское, 2000.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.