Групповое родительское собрание - это основная, традиционная форма работы с семьей, позволяющая установить связь с родителями всей группы, дающая возможность донести важную информацию сразу до всех участников родительского собрания и установить обратную связь с родителями в форме вопросов, претензий, передачи положительной семейного опыта и т.д.
Многолетняя практика организации родительских собраний позволяет выделить наиболее важные моменты, которые необходимо принять во внимание для эффективного проведения данной формы работы с семьями воспитанников:
- собрание организуется и проводится два-три раза в учебном году (иногда более) взависимости от возрастной категории воспитанников, обстоятельств, особенностей группы;
- максимальная продолжительность собрания - 45 минут-1,5 часа (нельзя забывать, что родители пришли на собрание после трудового дня (дома им предстоят хлопоты по хозяйству);
- обязательная разработка сценария или тезисного плана проведения родительского собрания (педагог должен четко представлять предстоящую встречу, объем информации, которую ему необходимо донести до родителей, «держать» темп проведения мероприятия);
- проведение предварительной работы с родителями и детьми в зависимости от темы собрания (это позволит собрать необходимый материал, подготовить родителей к обсуждению проблемы, определить степень и форму участия детей и т.п.);
- подготовка помещения, выступления, наглядной информации, раздаточных материалов, современных технических средств и т.д.;
- приглашение компетентных специалистов (в зависимости от темы собрания, запросов родителей);
- предварительное ознакомление с положительным опытом семейного воспитания детей, изучение и успешное транслирование его (искренняя заинтересованность достижениями, положительным опытом семьи обеспечит доверительные отношения между педагогом и родителями, вызовет у них желание идти на контакт);
-использование разных методов и приемов преподнесения педагогической информации в ходе проведения собрания для установления эффективного взаимодействия с родителями;
- использование интерактивных методов для установления обратной связи с родителями и корректирования дальнейшей работы с ними и воспитанниками;
- подготовка информации о развитии детей группы с использованием разнообразных форм (непосредственное участие детей, видео-, аудиозаписи, фотофиксации и т.д.);
- активное участие родителей в обсуждении и решении проблем группы, предоставление родителям возможности высказывать предложения, претензии, как в ходе проведения, так и в конце собрания.
Присутствие руководителей учреждения дошкольного образования на групповых родительских собраниях, активное участие в их проведении, анализ затруднений, которые испытывают педагоги в процессе их организации, позволили определить следующие направления в оказании методической помощи педагогам:
1) определение тематики собраний по мере перехода от одной возрастной группы к другой;
2) написание сценария или тезисного плана, подготовка и проведение родительского собрания;
3) организация предварительной работы;
4) привлечение специалистов и родителей к выступлениям на собрании;
5) подбор методов и приемов, нетрадиционных форм работы, интерактивных методов для активного участия родителей;
6) подготовка информации о развитии каждого ребенка группы;
7) использование современной техники для иллюстративного преподнесения информации:
8) подготовка наглядной информации, раздаточного материала для выполнения заданий на родительских собраниях и для изучения опыта семейного воспитания детей в домашних условиях;
9) подготовка презентаций, аудиозаписей, оформление выставок, подбор видеороликов и др., в соответствии с темой родительского собрания.
При выборе и определении тематики родительских собраний в разных возрастных группах следует учитывать не только различные характеристики родительского контингента, но и предыдущую работу, если таковая проводилась.
Темы родительских собраний должны быть актуальными, интересными для родителей. При выборе темы можно ориентироваться на их вопросы педагогам, на проблемные ситуации, которые возникали в группе, а также на годовые задачи учреждения дошкольного образования. Намеченная тема должна нести информацию, которая заинтересует родителей, и они охотно придут на встречу в детский сад.
Cоставляя перспективный план проведения родительских встреч по всем возрастным группам, мы исходили из выделенных нами основных направлений, которые, на наш взгляд, необходимо планировать и освещать на групповых родительских собраниях. Кроме них не менее актуальными могут быть и другие направления взаимодействия педагогических работников и родителей воспитанников. К каждому родительскому собранию подбирался разнообразный наглядный материал (видеоролики, аудио- и видеозаписи бесед с детьми, видеофильмы, мультимедийные презентации и т.п.).
Примерный перспективный план проведения родительских собраний в учреждении дошкольного образования на учебный год
Темы родительских собраний по возрастным группам |
|||
Первая младшая группа |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
1. «Идем в детский сад» Первый раз в детский сад. В детский сад без слез. Адаптация. Здоровый малыш |
1. «Большие маленькие капризульки и упрямцы» О капризах и упрямстве. О методах поощрения и наказания. Можно-нельзя |
1. «О здоровье всерьез» Ступеньки здоровья. Детские страхи. Опасные предметы |
1. «Ребенок в саду, дома и на улице» Здоровый образ жизни - это ... Как научить ребенка быть осторожным? Современная техника; хорошо-плохо? |
2. «Весело играем, мир изучаем» Малыш и игрушки. А если игрушки не интересны? Приучаем быть самостоятельными, аккуратными |
2. «Играем вместе» Игра; и забава и ученье. Умные игрушки. Учим общаться, слушать и понимать |
2. «Игра — это серьезно» Умные игрушки. Игра - средство общения. Я хочу с тобой играть. |
2. «Растим девочек и мальчиков» Мальчики и девочки - два разных мира. Растим истинных джентльменов и прекрасных принцесс. Детская дружба |
3. «Мой малыш ия» Речь на кончиках пальцев. Кризис трех лет. Мы и наш ребенок. Общаемся, играем |
3. «Сказочный мир» Волшебство сказок. Сказка учит ... (любви, доброте и т.д.). Сказки читаем, рассказываем, показываем |
3. «Почемучка - почему?» Растим маленького исследователя. Удивительный мир живой и неживой природы. Необычное в обычном. |
3. «Ребенок идет в школу» Растим юного читателя. Уроки вежливости, уроки общения. Учим ребенка быть самостоятельным |
Технологическая карта родительского собрания
Технологическая карта родительского собрания - это способ графического проектирования, таблица, позволяющая структурировать собрание по выбранным параметрам. Такими параметрами в нашей таблице стали: повестка (план проведения), форма проведения, оборудование, демонстрационные и раздаточные материалы, ответственные, проект решений.
Сущностной характеристикой технологической карты группового родительского собрания становится представление хода его проведения от начального до заключительного этапа на уровне проектирования и конструирования действий педагогов, специалистов учреждения дошкольного образования, воспитанников, родителей.
Подготовка родительского собрания по технологической карте имеет ряд преимуществ. Она позволяет:
- увидеть процесс проведения наглядно, иллюстративно, целостно и системно;
- осмыслить и спроектировать последовательность своей работы с учетом темы и цели;
- гибко использовать эффективные приемы и формы работы с родителями в ходе подготовки и проведения собрания;
- согласовать действия всех участников при проведении собрания - специалистов, администрации, родителей детей;
- организовать практическую, самостоятельную деятельность родителей в процессе проведения родительского собрания;
- обеспечить качество подготовки и результативность проведения родительского собрания.
Технологическая карта родительского собрания № 1. Первая младшая группа (сентябрь)
Тема: «Идем в детский сад»
Цель: содействие формированию и сплочению родительского коллектива; знакомство родителей с методами и приемами, способствующими созданию эмоционально благоприятной адаптации к условиям учреждения дошкольного образования; оказание консультативной помощи в организации режима дня и питания ребенка в домашних условиях; знакомство родителей со специалистами учреждения дошкольного образования.
Оформление помещения: фотоколлаж «Дети - это счастье», мудрые мысли о воспитании, бейджи для родителей и приглашенных; притча «Кто такие дети».
Предварительная работа:
- Анкета для родителей «Давайте познакомимся», «Наши правила»
- Памятка для родителей «Первый раз в детский сад»
- Памятка «Одежда детей в разные сезоны года»
- Видеозапись режимных процессов в группе.
Повестка (план проведения) |
Форма проведения |
Оборудование, материалы (музыкальный, видео, мультимедийный) |
Ответственные |
1. Знакомство |
Игра |
Бейджи |
Педагог |
Портрет моего малыша |
Упражнение |
Листы бумаги формата А4, цветные карандаши, восковые мелки |
Педагог |
2. Детский сад - это... |
Практическое задание |
«Т-таблица», маркеры |
Педагог-психолог |
3. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения |
Консультация с элементами дискуссии |
Видеозапись режимных моментов |
Педагог-психолог |
4. Растим здорового ребенка |
Мини-лекция |
Видеозапись режимных моментов |
Врач |
Составь меню |
Практическое задание |
Листы бумаги формата АЗ, ручки, «Перечень блюд детского сада» |
Медсестра |
Одень куклу на прогулку |
Игровое упражнение |
Карточки с температурными обозначениями, три куклы с набором одежды и обуви |
Педагог |
5. Рефлексия «Цветные флажки» |
Рефлексия |
Флажки красного и синего цвета |
Педагог |
6. Разное |
Обсуждение с принятием решений |
Заведующий учреждением дошкольного образования, заместитель заведующего по основной деятельности |
Проект решений:
- Взаимодействовать со специалистами учреждения дошкольного образования с целью успешного преодоления периода адаптации детей к условиям детского сада.
- Принять к сведению информацию врача учреждения дошкольного образования об организации распорядка дня и питания в домашних условиях.
- Организовать вечера встреч с родителями по теме «Калейдоскоп добрых дел».
По материалам:
Носова, Е.А. Семья и детский сад:педагогическое образование родителей/ Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова . - Минск: Национальный институт образования, 2008.
Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: пособие для педагогов дошк.учреждений/Чечет В.В., Т.М. Коростелева. - Минск: Университетское, 2000.